20.05.2011г.

Печать

Материалы Дня открытых дверей в МБДОУ № 79

Обеспечение физического и психического здоровья детей, создание условий для личностного развития и подготовки дошкольников к обучению в школе – приоритетные направления деятельности ДОУ.
Важным условием полноценного овладения будущим первоклассником учебными навыками, в том числе письмом, является достаточное развитие сенсорного и моторного компонентов двигательного анализатора тела и руки как непосредственного орудия графической деятельности. Традиционно для подготовки руки ребенка к письму в дошкольном образовании используется изобразительная, продуктивная, бытовая, игровая деятельность.
Однако, на наш взгляд, в решении данной проблемы недостаточно используются возможности физкультурно-оздоровительной деятельности в целом и спортивных игр в частности. Современные программы дошкольного образования в разделе «Физическая культура» не выделяют средства развития тонкой моторики. 
Коллектив нашего МБДОУ под руководством доктора педагогических наук, профессора кафедры дошкольной педагогики и психологии БелГУ Волошиной Л.Н. в поисках путей к разрешению этой сложной проблемы с 2008 года работал в режиме локального эксперимента «Сопряженное развитие крупных мышц и тонкой моторики старших дошкольников средствами физической культуры». 
Основываясь на данные психолого – педагогической диагностики мы определили содержание, формы и средства работы, направленные на развитие сложно координированных действий рук.
Для осуществления поставленных задач были разработаны основные технологические блоки по использованию средств физической культуры в развитии тонкомоторн

ых действий и крупных мышц туловища.
По итогам нашей работы 20 мая 2011 года на базе МБДОУ был проведен День открытых дверей «Подготовка детей к школе в рамках реализации экспериментальной программы: «Сопряженное развитие тонкой моторики и крупных мышц туловища старших дошкольников средствами физической культуры», в ходе которого педагоги – экспериментаторы познакомили коллег с результатами своей практической деятельности. Гостям был предложен показ открытого мероприятия – непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию – динамического часа на основе игр с элементами спорта, который провели воспитатель Растворцева А.И. и инструктор по физкультуре Сокорева Е.М.

Педагоги продемонстрировали эффективность использования имитационно – игровых упражнений, доступных и интересных детям, придающих смысл двигательной деятельности. Игровая форма помогает детям установить связь между мотивами и задачей, развивает инициативу и самостоятельность, создает условия для неоднократного выполнения заданий.
После просмотра открытого мероприятия научный руководитель эксперимента Волошина Л.Н. познакомила коллег с перспективами использовании программы «Играйте на здоровье» при проектировании вариативной части ООП дошкольных образовательных учреждений.
Педагог – психолог МБДОУ Никитина В.Н. представила презентацию «Совершенствование зрительно – двигательной координации как условие развития произвольности будущего школьника».
Преподаватель БПК Аргунова Н.Н. в своем выступлении «Формирование готовности к обучению в школе в физкультурно – образовательной деятельности» обратила особое внимание коллег на интеллектуальный и социально – психологический компоненты физической культуры, главным образом влияющие на формирование мотивационно – потребностной сферы дошкольников.
Большой интерес у коллег вызвало «посещение» видеосалона «Использование средств физической культуры для развития мелкой моторики в разных видах детской деятельности», где были показаны фрагменты утренней гимнастики, физкультминуток, динамических пауз, гимнастики после сна, пальчиковой гимнастики.
Старший воспитатель МБДОУ Ильгова В.З. в презентации «Творческое портфолио достижений педагогического коллектива МБДОУ по проблеме эксперимента» познакомила коллег с итогами экспериментальной деятельности. Результаты исследования динамики показателей развития тонкой моторики и двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста доказали, что использованные в эксперименте имитационно – игровые упражнения по сопряженному развитию тонкомоторных действий и общей моторики оказали позитивное воздействие как на количественные, так и на качественные показатели физической подготовленности детей к школе. Уровень физической подготовленности детей экспериментальной группы по шести показателям из семи у мальчиков и по пяти показателям у девочек превосходит уровень физической подготовленности детей контрольных групп. 
Качественный уровень двигательного развития детей старшего дошкольного возраста, осваивающих имитационно – игровые упражнения, оказался выше на 18,4%. Прирост показателей в тестах «Карты», «Смотай клубок», «Палочки и коробочки» для ведущей руки составляет 36,1%, для другой руки – 27,3%, что по шкале темпов прироста В.И. Усакова соответствует оценке «отлично».
Подводя итоги, научный руководитель эксперимента Волошина Л.Н. отметила, что проведенные исследования доказали целесообразность сопряженного развития общей моторики и тонкомоторных действий в физкультурно – оздоровительной деятельности дошкольников. Двигательный опыт детей актуализировался в самостоятельной деятельности. Это способствовало оптимизации объема двигательной активности детей, обеспечило разносторонний характер ее содержания; при этом дети отдавали предпочтение сложнокоординированным видам двигательных действий на основе игр с элементами спорта.